Грузоподъемный кран – это общее наименование подкласса грузоподъемного автотранспорта, предназначенного для пространственного передвижения грузов, временное зацепление которых проводится с использованием разных грузозахватных видов оборудования. В качестве такого оборудования выступают:

· Крюки;

· Грузозахватные органы специальной конструкции;

· Подвески.

История появления крана

Понятие кран появилось в восемнадцатом веке. Словно образовано от немецкого названия птицы Kranich – журавль.

Самые простые варианты кранов-подъемников, как и множество других грузоподъемных агрегатов, до конца восемнадцатого века производились из древесины и работали от ручного привода.

С развитием торговли в двенадцатом веке стали появляться первые прообразы современного крана. Они имели привод ручного типа, либо приводились в действие за счет топчаковых колес. Конструкция агрегатов вначале изготавливалась из дерева, а крюковые элементы и оси производились из стали.

Кран подобного образца, который дожил до настоящего времени, был спроектирован в 1330 году. Это оборудование имело возможность поворачиваться и приводом в нем служили точаковые колеса. В этот период времени при строительстве собора в Кельне применялся подъемный агрегат с приводом от двух топчаковых колес. Данный механизм обладал грузоподъемностью 5 тонн и мог поднимать материалы на высоту 15 метров.

В начале девятнадцатого века детали, которые быстро изнашивались, такие как захваты, колеса и оси, стали выполняться из металла. В начале этого столетия появились первые подъемные цельнометаллические краны, сначала с приводом ручного, а затем и механического типа.

Первый подъемный кран парового типа был сконструирован в Англии в 1830 году. А через несколько лет там же был произведен и гидравлический агрегат. Двигатель внутреннего сгорания начал применяться в кране с конца восемнадцатого века в Германии и Америке. Это были краны мостового типа с одномоторным приводом. Через некоторый период времени были сконструированы и подъемные механизмы с многомоторными приводами в этих же странах.

Башенные краны

В истории башенного крана первым прототипом стал кран, построенный в 1913 году Ю. Вольфом. Он имел поворотную платформу, находящуюся в верхней части башни. Еще спустя 15 лет появился первый подъемник башенного типа с балочной стрелой, а в 52-м году – с подъемной стрелой.

Краны в России

После революции 1917 года в России строительство кранов стало развиваться стремительными темпами и представляло собой широкую отрасль тяжелого машиностроения. На территории Советского Союза работали специализированные заводы в Ленинграде, на Урале, в Харькове, Одессе.

В тот период времени начали появляться новые производственные площадки, а старые подвергались реконструкции. К тому же были созданы отраслевые НИИ. Помимо них в разработке и строительстве подъемной техники принимали участие и другие проектные организации.