Современный кран представляет собой сложную систему механизмов, действие которых основывается на знаниях в различных областях: от механики до электроники. С течением времени облик кранов значительно изменился, ввиду этого изменились и его характеристики. В настоящее время изготовители стремятся к созданию действительно новых машин. Это показывает анализ патентного фонда. Изготовители стремятся к созданию новых технических решений кранов в целом.
Важно отметить, что решения сейчас не патентами, как это делалось ранее, а свидетельством на полезную модель. Это свидетельствует о том, что разработчики и изготовители намерены присутствовать на рынке с дальнейшим развитием своих идей в ближайшем будущем.
Общие тенденции развития грузоподъемных и автомобильных кранов можно представить следующим образом: - повешение грузоподъемности;
- расширение номенклатуры;
- улучшение технических характеристик и удельных показателей.
Неоспоримым фактом является то, что этого направления придерживаются все предприятия, строящие краны. Но, тем не менее, каждое предприятие выбирает путь, который может позволить их финансовое положение и ряд других обстоятельств. Ориентируясь на которые предприятия формируют свою политику, определяют позицию по вопросам, касающимся технической стороны. Для того, чтобы лучше отобразить это, мы применим сравнительный анализ двух предприятий, который поможет выяснить, как изменился автокран за последние десять лет.
Итак, начнем. ОАО «ГАКЗ» занимается выпуском грузоподъемной техники с тысяча девятьсот восемьдесят второго года. Начинало предприятие с автокранов КС-4572, грузоподъемность которых составляла шестнадцать тон, которые монтировались на шасси КамАЗа. Это машины выпускала на протяжении пятнадцати лет. За последние пять лет изготовителям удалось удвоить грузоподъемность кранов. Второе предприятие – ОАО «КАЗ». Это предприятие занимается изготовлением кранов с тысяча девятьсот шестьдесят второго года. За первые двадцать восемь лет им удалось увеличить грузоподъемность на три тонны, а за следующие десять лет еще на пятнадцать тонн. Прогноз показывает, что данная тенденция сохраниться и в последующем.
ОАО «ГАКЗ» монтирует двадцатитонные конструкции на такие машины как: КамАЗ-53213, КамАЗ-53229, КамАЗ-53228, Урал-4320-1958-30, КрАЗ-65101. Чуть позже завод выпустил модель грузоподъемностью 25 тонн, которая устанавливается на машину КамАЗ-43118. В итоге заказчик получает грузоподъемные машины, обладающие разной степенью проходимости.
Если речь идет о технических характеристиках, то, следует отметить, что отечественные и зарубежные фирмы, строящие грузоподъемные краны находятся в разных весовых категориях. Наряду с этим, отметим, что отечественные производители преобладают на внутреннем рынке и перед ними открываются большие перспективы развития. Не последнее место занимает и совершенствование конструкции машин. Ради удовлетворения запросов заказчика понадобилось повысить качество, надежность и функциональность продукции. Все это было достигнуто, во-первых, за счет разработки новых конструктивных схем кранов, их механизмов, систем, элементов. Во-вторых, за счет использования новых материалов и качественных комплектующих. В-третьих, за счет повышения качества проектирования. И последнее, за счет совершенствования производственного процесса.
Все это помогло поднять производство на качественно новый уровень. Если раньше кран представлял собой нагромождение массивных элементов на далеко вынесенной консоли, то теперь это компактные, эстетически выглядящие устройства. Преобразованию подвергся и механизм поворота.
Хотелось бы заострить ваше внимание на стреле крана. Именно она в сочетании с подъемным механизмом и является самим краном. В наши дни используют краны с телескопическими стрелами. Что это значит? Это значит следующее, стрелы имеют гнутый или сварной коробчатый профиль и несколько выдвижных секций. Выдвижению секций способствуют различные приводы.
Для улучшения характеристик стрелы применяют высокопрочные материалы. За переход от решетчатых стрел к коробчатым, была уплачена большая цена. Была утеряна возможность работы без выносных опор, а сама стрела была одной из металлоемких конструкций крана. Стремясь вернуть утерянное, конструкторы обратились к высокопрочной стали. Но, как только о стали заходила речь, вновь вставал вопрос об импорте, так как страна не могла предложить сталь, отвечающую таким характеристикам.
Не мало важным является и вопрос о расширении функциональности кранов. Российские производители выдвинули ряд интересных предложений для решения этих вопросов. Одно из них – это оснащений крана люлькой и придание ему функций автовышки. Бесспорно, достоинства такой конструкции очевидны, но внедрение новшества не произошло из-за того, что Госгортехнадзор РФ не может дать соответствующие разрешительные документы. Таким образом, этот вопрос остается нерешенным до сих пор.
Производственная ориентация на быструю смену моделей вызвала ряд обострившихся проблем по созданию современной оснастки, диспетчеризации межцеховых передач и прочее. Но, решение каждой из этих проблем и является ступенью к производству новых конкурентоспособных кранов.