Грузоподъёмный агрегат со стрелой поворотного типа называется Tower crane или Башенный кран. Исходя из исторических данных, проектировщиком первого башенного крана был инженер Вольф Юлиус. Проект первого крана был создан в 13-м г. 20 века. Через 15 лет Юлиус Вольф модернизировал свою первую модель и оборудовал ее балочной стрелой. Впоследствии, в 52-м г. модель стала поворотной. Конструкция башенных кранов постоянно усовершенствовалась, из-за предъявляемых к этому оборудованию требований.

Назначения башенного крана

Основное предназначение Tower crane – проводить погрузочные и разгрузочные работы на стройплощадках, полигонах и складах, независимо от размера площади. В связи с тем, что такие задачи необходимо было выполнять как можно быстрее и в то же время безопаснее, оборудование башенных кранов постоянно усовершенствовалось. Например, в 60-м г. в Советском Союзе надежность башенного грузоподъёмного оборудования была увеличена на 50%, в отличие от первого советского башенного крана – 36-го г.в. До II Мировой войны краны изготовлялись на неспециализированных предприятиях, а после войны производством башенных кранов занимались конкретно специализированные заводы.

Уже к концу 60-х г. предприятий-производителей Tower crane насчитывалось около 28 заводов. К началу 80-го г. грузоподъемные модели КБ-504 и КБ-675 имели значительную высоту – до 180 м, и максимальную грузоподъемность – до 50 т, в отличие от первого Tower crane с 30-ти м высотой и 1,5 т грузоподъемностью.

Устройство башенного крана

Любая современная модель башенного крана со стрелой состоит из пяти основных зон:

I зона – башня. Она может быть нижней или верхней поворотной, трубчато-решетчатой или телескопической конструкцией. Кроме этого, в усовершенствованных моделях башни могут быть подращиваемого или наращиваемого типа, складные или цельные;

II зона – рабочая стрела. Это устройство бывает разного типа – или балочного, или подъёмного шарнирно-сочлененного, а также бывает двух видов – подвесное или молотовидное;

III зона – опорная часть. Выполняет все несущие и опрокидывающие нагрузки, соответственно, к ней предъявляются особые требования;

IV зона – ходовая часть. Обеспечивает кран не только поворотными движениями, но и отвечает за его перемещения. В основном – это рельсовая конструкция. Очень редко встречается шагающая;

V зона – кабина управления – пространство для работы оператора.

Классификация башенных кранов

Огромный ассортимент моделей башенных кранов можно разделить на три группы – по назначению, по способам перемещения и по ходовому устройству.

По назначению:

- высотные и специализированные;

- погрузчики и краны общего назначения.

По способам перемещения: стационарные, передвижные, самоподъёмные.

По ходовому устройству:

- на гусеницах или рельсах;

- на пневмоколесах или шасси;

- шагающие или автомобильные.

Из-за обширной классификации Tower crane, все модели проходят индексацию.